Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Архангельский священник обрушился на Путина за «запредельное лицемерие»

Архангельский священник, настоятель храма святого Иоанна Кронштадтского протоирей Евгений Соколов в интервью православной передаче «Что скажете, батюшка?» обрушился с критикой на президента РФ Владимира Путина, обвинив того в «запредельном лицемерии». Программа доступна на YouТube.

Соколов напомнил, как во время прямой линии президента спросили, какой бы он дал совет своим внукам. На это Путин ответил: «Не врать». Священник начал с системы образования. Он рассказал о том, что совсем недавно, 20–25 лет назад она была лучшей в мире, а развалили ее при Путине — министры Фурсенко и Ливанов. «Фурсенко сказал открыто: советская система воспитывала личность, мы будем воспитывать первоклассного потребителя. Со своей задачей он справился. Теперь поставили женщину. А где господин Фурсенко? Его бы не то что наказать, но как-то обличить нужно. Сегодня он — советник президента по вопросам науки и образования. Как мы будем поднимать образование, если у тебя в советниках сидит человек, обрушивший это образование в пропасть? Когда учителя спрашивают — как это возможно? Я говорю — это лидер нашей страны, который говорит, что главное не врать, и лицемерит двойной моралью перед всей страной. Он нас за кого считает?» — возмущается Соколов.



Также священник напомнил, что ранее православные собрали 1 млн подписей об исключении абортов из системы медстрахования. «Президент признал, что это сложный вопрос, привел в пример другие страны, в которых аборты включены в медстраховку. Так не позиционируй себя как православный человек, ведь аборт в православии приравнивается к убийству», — говорит Соколов.

В конце он упомянул и повышение пенсионного возраста. «Очень логично все говорят: бюджетный провал, необходимая мера. Но почему это стало необходимо? Почему мы дошли до такой жизни, кто виновен? Пусть виновники уйдут из власти. Они говорят, что в 30-х годах установили возраст и теперь нужно его менять. Так ведь столько лет прошло, жизнь должна улучшаться! Ответ один — "бога нет, вот все и позволено"», — процитировал Соколов фразу из «Братьев Карамазовых». "

https://www.znak.com/2018-06-27/arhangelskiy_svyachennik_obrushilsya_na_putina_za_zapredelnoe_licemerie

Провал путинской аферы с объединением православных и раскольников на Украине

Еще вчера официозные СМИ РФ вовсю лгали о "покаянии" лидера т.н. "Киевского патриархата" Филарета Денисенко. Однако сегодня, он сам выступил на пресс-конференции и разрушил очередную многоходовочку Кремля, жертвой которой могли стать православные на территории Украины.

Итак сегодня:

"КИЕВ, 1 декабря. /ТАСС/. Глава неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет заявил, что заинтересован в примирении с Русской православной церковью, но его целью является добиться автокефалии.
По словам Филарета, его обращение к Архиерейскому собору Русской православной церкви (РПЦ), состоявшемуся в среду, 30 ноября в Москве, было направлено "на примирение и на решение вопроса автокефалии Украинской церкви [Киевского патриархата], а не на то, что якобы мы хотим вернуться в Московский патриархат".
"Не мы, а они хотят, чтобы мы вернулись, - подчеркнул Филарет. - Так вот, я хочу заявить твердо, никакого покаяния в том, что я выбрал путь автокефалии, не было и не будет".
По словам Филарета, инициатором его обращения к Архиерейскому собору РПЦ была Московская патриархия. "Причем не прямо из Москвы в Киев, а через Нью-Йорк, то есть Америку, через первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Илариона", - пояснил Филарет.
"В результате переговоров с митрополитом Иларионом мной была организована делегация для первых контактов в Москве с главой Отдела внешних церковных связей митрополитом Иларионом Алфеевым. В результате встречи был поднят вопрос о примирении. То есть примирение звучало со стороны Московского патриархата. Они хотели достигнуть примирения с нашей Церковью. Мы не хотим воевать не только с Московским патриархатом, мы хотим жить в мире со всеми Церквами", - сказал глава неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата.
"Поэтому мы были заинтересованы в поиске примирения, но для того, чтобы найти это примирение, нужно было Москве и Московской патриархии снять наложенную в 1997 году на меня анафему и отменить решение о лишении меня вообще архиерейства, - продолжил он. - Потому что примирение без молитвенного единения и совместной Божественной литургии невозможно. Это первый шаг для примирения".
"Чтобы снять эту анафему, Иларион попросил, чтобы я написал обращение к патриархату, так как без этого они не могут рассматривать этот вопрос ни на Синоде, ни на Соборе. Поэтому я его написал. Я подчеркнул, что мы тоже жаждем примирения с патриархатом. И ради этого примирения я это обращение и написал", - заявил Филарет.

Также Денисенко настаивает на принятии Верховной радой поправок в уже действующий закон "О свободе совести и религиозных организациях", целью которых является ограничение в правах Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). (де-факто речь идет о запрете УПЦ МП - rigort)
"Мы будем настаивать, чтобы закон этот приняли", - сказал он в пятницу на пресс-конференции в Киеве, имея в виду законопроекты о поправках в закон, которые были разработаны весной этого года.
Один из этих законопроектов наделяет власти Украины правом запрещать религиозные организации за сотрудничество с центрами, находящимися в "государстве-агрессоре". По мнению Филарета, именно поэтому Архиерейский собор РПЦ МП, состоявшийся 30 ноября в Москве, указал, что центр управления Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) находится в Киеве.
Однако, по словам Филарета, это "является неправдой". "Центра в Киеве нет, он в Москве. Где сидит митрополит Онуфрий - в Киеве или Москве? Если он в Киеве, то почему он сидит в Москве? Если центр тут, то почему Москва назначает комиссию по переговорам с Киевским патриархатом в Москве, а не в Киеве", - заявил он. "Поэтому они и сказали, что центр в Киеве, чтобы этот закон не приняли, но мы будем настаивать, чтобы закон этот приняли, ибо центр УПЦ МП находится в Москве", - заключил он."

ТАСС на сайт эти цитаты не выпустил (были только на информленте), но тоже самое цитирует РИА https://ria.ru/religion/20171201/1510051225.html

Кроме того, Денисенко отметил, что в случае, если Москва не захочет вести переговоры об автокефалии УПЦ-КП, он будет говорить об этом с Константинопольским патриархатом.
​"Если Москва не хочет идти с нами на переговоры об автокефальной церкви, мы будем вести переговоры с Константинопольским патриархатом о той же автокефалии. Для нас автокефалия - это цель", - подчеркнул Филарет.

http://www.interfax.ru/world/590003

Arthur Hartley справедливо пишет:

"По состоянию на сегодня моя версия такая.

Если предположить, что Кремль хотел бы получить Украину а-ля Медведчук, как бы невраждебную, но самостоятельную и даже с умеренными самостийными психопатологическими девиациями в виде финтифлюшек на этой постройке, то условному Медведчуку или его протеже, кандидату на место Порошенки, требовалось бы представить тамошнему населению несколько сладких коврижек незалежного толка.

1. Возврат Донбасса
2. Списание Москвой всех долгов
3. Новые огромные льготные кредиты от Москвы
4. Низкие цены на газ и снисходительность Москвы к его воровству

Понятно, что пункты 1-4 легко обеспечивает Путин (за наш счет, разумеется, и за счет жизней дончан).

Но есть еще один пункт - самостийная, но каноничная церковь Украины. Для ее создания требуется слить МП с КП и предоставить новой структуре колоссальную автономию с невероятными льготами - при сохранении все же формальной власти за Москвой.

Для этого и была Кремлем затеяна вся эта комбинация - которая всего менее нужна была патриарху Кириллу и митр. Илариону - как существенно снижающему уровень их амбиций и возможностей".
https://www.facebook.com/arthur.harley.75/posts/1141835309282377

Но после сегодняшней пресс-конференции Денисенки можно надеяться, что очередная путинская многоходовочка провалилась

Украинские националисты, нанятые российскими чекистами, изображают "православный ИГИЛ"

21728104_1442370539178465_9071013833226984047_n

Разоблачен один из руководителей фейковой организации "Христианское государство - Русь", которая прославилась разными погромными заявлениями.

Им оказался украинский националист, активист Майдана Мирон Кравченко, который, после краха политической карьеры на Украине, был нанят российскими

властями, чтобы изображать "звериный оскал русского фашизма".

https://vk.com/egorpogrom?w=wall346022526_206944%2Fall

Один британский ультрас против трех исламистов

"Но и среди медленно окутывающего планету мрака иногда вспыхивают небольшие точки света. Так, например, в Лондоне во время недавнего теракта Рой Лэнер, 47-летний фанат футбольного клуба «Миллуолл», не побоялся в одиночку сразиться с тремя вооруженными исламистами.

Когда исламисты с ножами вломились в бар «Black and Blue», где выпивал Лэнер, внутри началась паника. Воспитанники поколения «у терроризма нет религии» заметались и завизжали, не зная, что делать. Старый же ультрас «Миллуолла», оценив ситуацию, отважно прыгнул вперед, чтобы закрыть собой толерантный молодняк.

— Ислам! Ислам! Аллаху акбар! — по воспоминаниям Лэнера кричали нападавшие, резавшие всех подряд огромными ножами. Чтобы привлечь их внимание, Лэнер заорал, что было мочи:

— ПОШЛИ ВЫ НА ХУЙ! Я — ЗА МИЛЛУОЛЛ!

— Аллаху ак… — не успел крикнуть террорист, как получил удар по морде. От неожиданности он и другие нападавшие растерялись, и все посетители «Black and Blue» сумели покинуть забрызганный кровью бар. Безоружный седой ультрас остался один против трех вооруженных молодых аллахбабахов. Понимая, что его сейчас зарежут, Лэнер принялся с диким воем атаковать шокированных тожебританян. Привыкшие резать безоружных растерянных людей, воины ислама впали в легкий ступор, столкнувшись с ветераном уличных войн, ловко блокировавшим их выпады и со всей возможной злостью наносившего ответные удары.

Вы будете смеяться, но растерянные шахиды, так и не сумев зарезать Лэнера, бросились прочь из бара. Вы будете смеяться еще больше, но Лэнер на адреналине бросился за ними. Один. Изрезанный. Ультрас. За тремя молодыми террористами. Лэнер преследовал ублюдков до тех пор, пока их не повязала полиция. Лишь в машине «скорой помощи» он узнал, что у него ВОСЕМЬ ножевых ранений — и с чувством выполненного долга наконец отключился. Израненное тело Лэнера отвезли в реанимацию — к счастью, шокированные контратакой исламисты не задели жизненно важных органов фаната."
https://sputnikipogrom.com/news/72943/old-school-strikes-back/

Ложь о клерикализме в Эрефии

В связи с делом т.н. "Соколовского" важно напомнить:

2010 год!

"В это невозможно поверить, но отсканированные документы не оставляют никаких сомнений: Владимирская прокуратура развязала беспрецедентное дело по широко известной 282-й статье Уголовного кодекса РФ. В этом городе судят Игоря Артемова, кандидата исторических наук, одного из лидеров организации «Русского общенационального союза» (РОНС). В принципе, Артемов позиционируется как православный националист, но судят его как раз не за это. Фактически его преследуют в судебном порядке за серию публикаций на религиозные темы – брошюру «Знамя русской победы» и альманах «III Рим». Дело слушается в Ленинском районном суде Владимира. Основание? Приглашенные эксперты Владимирской лаборатории судебной экспертизы Мария Небукина и Мария Киреева выдали заключение, согласно которому Игорь Артемов без всякого сомнения является религиозным экстремистом. Экстремизм заключается в том, что в своих публикациях он «называет Православную веру «истинной», «вселенской», а также утверждает, что у Православной церкви есть знание об Истине и об Истинном Боге, и что единственный путь спасения - жизнь во Христе». В экспертном заключении это «квалифицируется как пропаганда исключительности и превосходства христианства, что является одним из признаков возбуждения религиозной ненависти и вражды».
http://www.segodnia.ru/content/14711

Истории обращения американцев в православие

"Эпоха интернета открыла возможность для нового вида христианской апологетики. Каждый теперь может ознакомиться со свидетельствами и опытом новообращенных православных на западе. Читать, как люди совершенно другой культуры открывают для себя православие, очень интересно.

Ниже мой любимый эпизод (по ссылке можно прочитать множество других историй от первого лица).

Автор был пастором в методистской церкви и однажды решил зайти в православный храм.

"I'�ll never forget that first visit. I went into the building, and put my hand on the door into the Church proper. I could hear the choir singing music I had never heard before, and I could smell the incense. I knew, beyond any doubt, that if I turned that doorknob and went in, my life would never be the same. I hesitated a few seconds, thought to myself �Toto, we�re not in Kansas any more�, and then turned the knob and went in.

For the first 10 or 15 minutes, I fought the urge to run screaming out of the building. It was so � different. Then I spent about 10 minutes thinking my feet hurt. Then the next time I looked at my watch, two hours had passed without me realizing it. I left in a daze, still processing what I had seen and heard. The next day in my Methodist Church, I was preparing to start the service when, without warning, I caught a whiff of incense. My head snapped up and I looked around, but, of course, no one was burning it there. For the next week, at odd moments: in the car, in court (I�m a lawyer), walking down the street, I�d catch the smell of incense. A couple of weeks later I took my oldest daughter for vigil, and the same incense thing happened to her. In fact, the day after, we were back in the Methodist Church, and she turned to me and said �Dad, I don�t think I can ever go back to the kind of worship we do here."�

Перевод:

"Я никогда не забуду того первого посещения. Я вошел в здание и положил руку на ручку двери, которая вела непосредственно в храм. За ней я слышал хор, исполнявший неизвестные мне песнопения. Я чувствовал аромат ладана. Я знал без тени сомнения, что если я поверну эту ручку и войду, моя жизнь уже никогда не будет прежней. Я колебался несколько секунд... и вошел.

Первые 10 или 15 секунд мне хотелось с криками бежать прочь. Все было настолько чуждо. Потом 10 минут меня занимали мысли о том, как мне больно постоянно стоять. В следующий раз я взглянул на часы и обнаружил, что прошло 2 часа, а я и не заметил. Я ушел ошеломленным, размышляя о том, что видел и слышал. На следующий день я готовился к службе в своей методистской церкви, когда неожиданно почувствовал аромат ладана. Я оглянулся, но вокруг конечно же не было никого. В течение следующей недели эти странные мгновения повторялись: в машине, в суде (я – адвокат), на улице я ловил аромат ладана. Спустя несколько недель я взял свою старшую дочь на всенощную и она тоже стала чувствовать временами аромат ладана. Когда на следующей день мы с ней были в нашей методистской церкви, она повернулась ко мне и сказал: "Папа, я не думаю, что мы сможем больше молиться по старому"

https://www.christianforums.com/threads/conversions-to-orthodoxy.3005537/page-2

Этнический состав топ200 богатеев 2016 по версии Форбс. Ч.2РФ

Оригинал взят у acer120 в Этнический состав топ200 богатеев 2016 по версии Форбс. Ч.2
Татары.

Второй по численности этнос России представлен в списке 7 олигархами, что составляет 3.5% от нашего топ200 и практически идеально соответствует доли татар в населении страны. Однако, среди них нет представителей верхушки списка, и по суммарному капиталу татарская община только восьмая (5 млрд $ или 1.4%)


85.Мегдет Рахимкулов — 1 млрд $.

Московский татарин, к Татарстану не имеет отношения, да и вообще у него бизнес и жизнь завязаны на заграницу, был до 2008 года самым богатым жителем Венгрии, пока не переехал обратно в Россию.

Жена у Мегдета Нигматовича русская, Галина Дмитриевна, а у сыновей нейтрально-татарские имена Тимур и Руслан (как заметил один мой знакомый татарин с сугубо «этническим» именем, «ну, не Петей же называть, нелепо сочетаться будет»). Верит ли хоть во что-то кроме денег Рахимкулов - не понятно, по крайнем мере в религиозной благотворительности замечен не был.

98.Андрей Кузяев — 0.85 млрд $.

Кузяев — обычный пермяк с Мотовилихи, имя у него русское, фамилия тоже не Шамсутдинов какой-нибудь, и потому даже в жидоборческих списках, где каждый первый — если не еврей, но еще кто-нибудь, его зачастую записывают в русские. В пресловутом шибутовском списке Кузяева в татарах тоже нет.
Между тем, по батюшке Андрей — Равельевич, но мать у него русская, и возникает вопрос — а кем себя считает сам Кузяев?
Чем-то средним, что видно по этому интервью:
Collapse )

Гейдар Джемаль отъехал в пекло — Sputnik & Pogrom

Гейдар Джемаль отъехал в пекло — Sputnik & Pogrom

""В 1990 году он стал одним из организаторов Исламской партии возрождения, которая оказалась буквально напичканной ваххабитами, которые тогда еще были совершенно неизвестны в России. Одним из соорганизаторов партии выступил Супьян Абдуллаев — в будущем один из самых влиятельных чеченских ваххабитов и полевых командиров, в свое время считавшийся правой рукой Доку Умарова. Еще одним видным исламистом-ваххабитом в партии был Багаутдин Кеббедов, также участвовавший в двух чеченских войнах на стороне боевиков.

....

Сам Джемаль поддерживал ваххабизм, утверждая, что на Кавказе ваххабиты сражаются с архаичной кланово-племенной системой и ваххабизм — единственный шанс Кавказа на спасение. Однако сам Джемаль ваххабитом не был. Он вообще придерживался весьма причудливых взглядов. В некоторых публикациях он именуется шиитом, в других — джафиритом (одно из направлений в шиизме). На деле Гейдар Джахидович наверняка не смог бы объяснить, что он такое, даже если бы захотел. Он был типичным советским косплеером и даже не знал арабского языка (мусульманский лидер, неспособный прочитать Коран в оригинале — это нонсенс).

...

Никакого исламского образования он не получил, серьёзным авторитетом среди мусульман не обладал и густо мешал Коран с ранним троцкизмом: та же борьба против старого общества и империализма, только вместо комиссаров — имамы, вместо советов — умма, а вместо Маркса пророк Мухаммед. Подобные проекты были одно время популярны в Европе — в частности, похожими вещами вдохновлялся знаменитый террорист Ильич Рамирес Санчес (он же Карлос Шакал).
Джемаль относился к той категории людей, которые однажды удачно попали в роль и с тех пор до последних дней вынуждены были отыгрывать ее, поскольку в остальных ролях они уже не воспринимались. Как актер Демьяненко, на всю жизнь оставшийся «Шуриком», Сергей «Паук» Троицкий из «Коррозии металла», который до самой старости будет «тем самым Пауком», несущим всякую чушь, например. Джемаль играл роль исламского радикала и важного эксперта по исламу с «серьезными связями» в Сомали, Иране и Судане.

...

Гейдар Джахидович оставил последователей и учеников. Самым ярким из них, несомненно, является Максим Шевченко. Как и «учитель», он не может объяснить себя (К какому религиозному направлению вы относитесь? — Вы знаете, ни к какому, я за все хорошее против Израиля, США и русских фашистов). Разница тут в другом: в выступлениях Джемаля всегда была некоторая доля эпатажа; Шевченко зверски серьезен и даже не скрывает, что находится на работе."

http://sputnikipogrom.com/news/62867/geydar-dzhemal/#.WEX1j32J0g6

Кириенко - спонсор проекта "русский ислам"

"Для координации образовательной деятельности при С. В Кириенко создана группа по формированию единого образовательного пространства мусульман РФ.

В Нижегородской области зарегистрирован первый Государственный гуманитарно-теологический институт. Сказано, что в нем будут обучаться представители разных конфессий. Идея странная. Но почему ее не реализовали в Казани? Дело в том, что, согласно плану “троянцев” в дальнейшем предполагается открывать мусульманские учебные заведения именно вне границ исторического расселения мусульман (пример тому – медресе “Махинур”), оснащать их религиозной литературой на русском языке, готовить для них преподавателей. Эти учебные заведения могут стать центрами исламских общин, которые пока не являются организованными структурами и не оказывают давления на власть. После формирования исламских общин очаги давления на власть покроют сетью всю страну."
https://traditio.wiki/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%97%D1%83%D0%B1%D0%BA%D0%BE%D0%B2:%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%BA%D0%B8_%D0%B7%D0%B0_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B9

О тиражируемой клевете на свт. Игнатия Брянчанинова

"На сотнях сайтов и форумов можно встретить утверждение: в 1859 г. епископ Кавказский и Черноморский Игнатий (Брянчанинов) доказывал, что «рабство, как крепостная зависимость крестьян от помещиков, вполне законно и, как богоучрежденное, должно быть всегда, хотя в различных формах». Цитата выделяется цветом и шрифтом, под ней ставится подпись «Святитель Игнатий Брянчанинов». Строки, конечно, разящие, однозначные и недвусмысленные. Слова канонизированного святого бросают тень на всю Церковь. На Интернет-площадках атеистических и антихристианских они вызывают восторг, смакуются: ваша Церковь поощряла рабство! Православные же огорчены. «Прочитала в блоге Кураева, расстроилась даже», – искренне пишет «Наталья ВЛГ» (21.02.2016). Пытается смягчить удар профессор А.И. Осипов: «Свт. Игнатий высказал здесь свое личное понимание этого вполне мирского вопроса. У него на это были свои соображения, которые далеко не для всех оказались убедительными» (20.02.2016).

Но епископ Игнатий никогда такого не говорил. В свое время мне довелось подготовить к публикации комплекс материалов, касающихся взглядов святителя на крестьянскую реформу, и я знаю, что таких слов у него нет. В том самом 1859 году он утверждал противоположное: «освобождение рабов всегда признавалось Церковью добрым делом, делом милости, делом братской христианской любви. Из этого учения Церкви взгляд на настоящее отечественное событие, на дело о улучшении быта помещичьих крестьян и о даровании им гражданской свободы величествен, великолепен. <...> Не должно думать, что гражданская свобода возвысит нравственно одних крестьян: сословие дворян должно непременно вступить на высокую степень нравственного преуспеяния, отказавшись от рабовладения». Не Богом учреждено рабство, – утверждает владыка, – оно «есть последствие ниспадения человечества во грех» (Из послания от 6 мая 1859 г.).

Откуда же взялась фраза о «богоучрежденном рабстве»? Чаще всего она приводится в работах протодиакона Андрея Кураева. Текстовый блок об отношении Церкви к крепостничеству переходит из одной его книги в другую, и всегда на первом плане – фигура святителя. «Св. Игнатий Брянчанинов и за два года до отмены крепостного права в России считал своим пастырским долгом апологию рабства», – читаем в книге Кураева «Христианство на пределе истории». Вдумайтесь: пастырским долгом! Он «публично воспротивился отмене крепостного права» («Перестройка в церковь»). Здесь же сочувственно цитируются слова Герцена о «диком и уродливом» послании «во Христе сапера». До боли знакомые выражения большевистских агитаторов... Но сегодня этот миф настойчиво внедряет в массовое сознание протодиакон. Повторяет снова и снова в блогах, лекциях, видеозаписи которых выкладываются в сеть. В посте от 3 февраля 2013 года цитирует тот же отрывок из своей книги, воспроизводит его с вариациями и в свежей записи 19 февраля 2016 г., тут же перепечатанной журналом Сноб.

Книги и блоги Кураева, столь популярные, содействовали распространению названной псевдоцитаты «из Игнатия» по просторам Интернета, и теперь с подачи диакона имя святителя накрепко ассоциировано с крепостником-мракобесом. Лишь немногие усомнились в ее достоверности. «Почему ссылка на свт. Игнатия опосредованная? Очень просто – потому что официально изложенная позиция святителя совершенно иная», – резонно полагал форумчанин Алексей Давыдов еще 6 февраля 2012 г.

Между тем отношение епископа к крестьянской реформе, его взгляды на христианское понимание свободы, трактовка трудных для понимания слов апостола «аще и можеши свободен быти, больше поработи себе» (1 Кор. 7:21) детально изложены в архипастырских посланиях владыки. Эти послания и комментарии к ним, памфлет Герцена и ответ Герцену Брянчанинова включены и в «Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского» (М., 2002, с. 307-366, глава XIV), и в первое и второе издания Полного собрания творений святителя (М.: Паломник, 2001, том 2, с. 393-464; М.: Паломник, 2014, том 4, с. 397-465). Сейчас любой желающий может познакомиться с ними и в сети.

Трудно предположить непросвещенность Андрея Кураева относительно текстов отечественной богословской письменности. Или он «ради красного словца не пожалеет и отца»? Из пастырского послания владыки от 6 мая 1859 г. он выбрал и подлинные цитаты – о том, что Церковь «никогда и ничего не говорила об уничтожении гражданского рабства»; «не твое дело, что господин твой бесчеловечен: ему за это судит Бог; ты неси твой крест, данный тебе Богом для твоего спасения...» (по сути это парафраз из 1 Пет. 2: 18-21). В контексте слов о «богоучрежденном рабстве» они призваны стать дополнительными «уликами» для вынесения приговора крепостнику. Но в комментариях к блогу Кураева от 3 февраля 2013 г. автору деликатно указывали уже на несправедливость обвинений Игнатия, обращали внимание на общий смысл послания (читатель под ником «sibhome», запись 4.02.2013). От этой правды диакон отмахнулся: «я приводил ясные и жесткие цитаты из другой статьи св. Игнатия, на которую и реагировал Герцен». Но не назвал ее. И не мог назвать: ведь цитаты, как ни крути, – из того самого послания, и Герцен писал о нем же. Не желая признать очевидное, Кураев продолжает с усердием возводить напраслину на святителя.

К чему же на самом деле призывал свт. Игнатий? В ходе подготовки крестьянской реформы епископ, как управляющий Кавказской епархией, обратился с посланиями о происхождении рабовладения, истории крепостного права в России, о христианском понимании свободы. Написанные с замечательной богословской эрудицией, они отражают аскетическое настроение святителя, его взгляды на участие Церкви в мирских делах, на будущее развитие России. В них разъясняются вопросы о происхождении зла, о страдании.

Насущная забота владыки – о своей пастве, как раз о крестьянах. В посланиях выражено желание, чтоб освобождение крестьян было проведено реформаторским, а не революционным путем. Основания опасаться волнений были вполне реальны: в Ставропольской губернии вспыхивали крестьянские бунты, при подавлении одного из них, в селе Маслов-Кут, в 1853 г. было расстреляно из орудий полтораста человек. Вот почему святитель счел своим долгом ответить на статьи, появившиеся в церковно-либеральной печати, обращенные в том числе и к сельским священникам: дав повод к очередным волнениям, они могли принести немалый вред.

Но вопрос о крепостном праве – частность, побуждающая владыку рассуждать о самосознании христианина в мире. Не плоскость социально-политических коллизий, а вертикаль отношений человеческой души и Бога освещает его работы. Игнатий выступает с позиций не политических, но христианских, евангельских, святоотеческих, которые сознанию нецерковному конечно же совершенно чужды.

Послание свт. Игнатия от 6 мая 1859 г. по сути – блестящий трактат о христианском и либеральном понимании свободы. И сегодня в эпоху ожесточенных споров и полемик этот вопрос по-прежнему актуален. Остается поражаться, насколько точно, не допуская ни малейшего уклонения от истины, владыка разъясняет евангельские заветы, заботясь о душе христианской. Просветительские идеи «прав человека» и «истинного прогресса» внеположны евангельскому призыву к духовному преображению «человека внутреннего» – это один из центральных пунктов полемики святителя: «Царство Христово, будучи не от мира сего (Ин. 18: 36), не имеет никакого отношения к гражданской форме государств, доставляя, впрочем, всякому государству самых добродетельных и потому самых полезных членов. Точно так и свободу Господь даровал духовную, не уничтожив ни одной власти гражданской; ибо свободный духовно, при всей гражданской подчиненности своей, не подчинен греху и страстям».

Пора сказать, наконец, откуда же появились пресловутые строки о «богоучрежденном рабстве» и кто их автор. Трудно поверить, но это цитата из статьи протоиерея Симеона Никольского «Освобождение крестьян и духовенство», опубликованной в «Трудах Ставропольской ученой архивной комиссии, учрежденной в 1906 г.» (Вып. 1. Ставрополь, 1911. Приложение. С. 3-20). В кавычках Кураев приводит слова не Игнатия, а самого священника Симеона. Это протоиерей утверждает, что святитель в своем послании от 6 мая 1859 года якобы «стремится доказать, что рабство <...> должно быть всегда».

Статья Никольского содержит немало фактов из истории Ставропольской епархии, автор знаком с рядом документов, в том числе с циркулярами епископа Игнатия. Трудно сказать, что побудило священника на явное лжесвидетельство. К фигуре Брянчанинова Никольский относится с нескрываемой неприязнью: в той же статье и на той же странице он приводит несуразный анекдот: якобы в юности, будучи офицером, Брянчанинов «нарядился» в рясу и повенчал своего товарища, за что по повелению Государя и стал монахом. Эту пошлую нелепицу автор предлагает проверить на достоверность! Дано ли было протоиерею Никольскому, занимавшему, между прочим, должность епархиального миссионера-проповедника (!), «предугадать, как его слово отзовется»? Спустя столетие его навет был извлечен из редкой, мало кому доступной публикации и запущен в обиход, растиражирован во «всемирной паутине» новыми «миссионерами».

И еще о технологии подмены. Во всех текстах Кураева в ссылке на эти строки указаны журнал, год, номер, страница – но не приводится ни имя автора (Никольского), ни название статьи. Сомнений у читателя возникнуть не должно: закавычены собственные слова Брянчанинова. Разумеется, Никольского до сих пор никто не перепроверял.

Наконец, в своем блоге 23 февраля 2016 г. Кураев поместил и заметку Герцена «Во Христе сапер Игнатий» – издевательский пасквиль, полный ненависти к Церкви и православию, проникнутый откровенной злонамеренной клеветой на святителя. По словам Герцена, тот «оканчивает апологией рабства, доказывая, что нет счастливее состояния, как крепостное право», – и так далее. Заметка имеет характер либерального доноса властям: не худо бы, пишет «Искандер», сослать этого врага прогресса на Камчатку. Классическое манипулирование: Герцен рассчитывает на доверие читателей, которым свериться с критикуемым источником невозможно, ведь послание епископа было домашним епархиальным документом, неизвестным публике.

Кураев не упоминает, намеренно или по незнанию, о том, что святитель ответил на эту заметку. Опубликованный, этот документ может служить образцом христианской полемики: в нем есть острота ума, безупречное благородство позиции, разящая точность мысли. Прочесть его будет полезно всем, кто ищет истины. Сколь современны такие, например, строки: «Якобинцы особенно не терпят обличения. Они любят действовать втихомолку, под личиною и личинами, убаюкивая и усыпляя свои жертвы. При таком образе действия они рассчитывают на верный успех, и тот – преступник, достойный всех казней, кто заметил бы и открыл их действия».

Пожелаем всем, интересующимся историей нашей Церкви, читать подлинные труды бескомпромиссных учителей православия и не доверяться новым «якобинцам», влияющим на умы людей непросвещенных."

http://www.blagogon.ru/digest/690/

Ответ свт. Игнатия Брянчанинова на клевету герценовского "Колокола"

http://bookitut.ru/Polnoe-sobranie-tvorenij-Tom-2.44.html