Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

В. Афанасьева. Катастрофа российского образования

"Нужны ли стране образованные люди? Казалось бы, ответ очевиден – да!  Ведь от образования  отдельного человека «зависит благосостояние всего народа» (Дж. Локк).

Однако ситуация в современном российском образовании заставляет усомниться в однозначности этого «да».  Даже поверхностный взгляд на происходящее в российском образовании позволяет усмотреть в нем уже хорошо известные, много раз озвученные основные проблемы:

1. тотальную нищету школ и вузов, крайне низкие зарплаты преподавателей;

2. не имеющие аналогов бюрократизацию и формализацию всей педагогической деятельности;

3. падение престижа профессии педагога;

4. фальсификацию педагогического процесса и его результатов;

5. низкое качество обучения;

6. деградацию педагогического сообщества.

Система российского образования разрушается и сейчас находится в катастрофическом состоянии. Она тяжело,  возможно, даже смертельно больна.

Констатация этого факта заставляет задаться целым рядом вопросов, ответы на которые могли бы указать пути поиска решений существующих проблем. Первый и, на мой взгляд, важнейший из них – каковы причины происходящего? И здесь возможны, как минимум три возможных варианта ответов.Collapse )

В Казани отказавшихся от изучения татарского языка детей выгоняют на улицу

"В редакцию Inkazan обратилась мать одного из учеников, которая отказалась от изучения татарского языка в школе. По ее словам, руководство школы требует, чтобы ее ребенок покидал здание на время уроков татарского, которые он не посещает. Аналогично и с другими детьми, чьи семьи приняли такое же решение.

Жительница Казани Вероника Валеева рассказала, что ее ребенок учится в 1 классе казанской школы №150. По ее словам, у родителей из класса «возникли определенные недопонимания с директором школы» — Ольгой Щербининой. Женщина утверждает, что директор навязывает родителям школьников учебный план с углубленным изучением татарского языка. Этот формат в кругах родителей получил этой осенью неофициальное наименование "вариант №3".

Валеева сообщила, что 21 ноября Щербинина встретилась с родителями их класса. «Нам сообщили в ультимативной форме: «Либо вы подписываете то, что решила школа — третий вариант, либо ищите себе другую школу. Естественно, никто не собирается искать другую школу», — рассказала Inkazan родительница.

По словам Валеевой, Щербинина вызывала родителей учащихся для индивидуальной беседы. «Ведь так проще манипулировать людьми», — сетует она.

На вчерашнем собрании директор, говорит Валеева, заявила, если родители не напишут заявление с согласием на "план №3", то их дети не смогут находиться в школе, пока остальные находятся на уроках татарского . «Учитель не против сидеть с ними в классе. Просто ей такой возможности директор не дает. Хорошо, что у кого-то из родителей есть возможность забрать наших детей на время урока и просто с ними гулять», — сказала Валеева.

Родительница сообщила, что до конфликта писала типовое заявление о том, каким маршрутом ее ребенок добирается от школы до дома. В документе подчеркнуто, что ребенок не может выйти из школы без взрослых, поскольку учебное заведение несет за него ответственность. «Здесь же получается, что школа за него не отвечает. Нас просто выставили на улицу», — возмущается Валеева.

Женщина говорит, что сегодня день ее первоклассника прошел так: во время татарского языка он пошел на прогулку, затем — отсидел на других уроках, посетил кружки, столовую и «продленку». «Завтра у нас такая же история — татарский вторым уроком. Видимо, завтра мы часть детей них заберем на улицу, будем с ними гулять. Дети, конечно, счастливы», — сказала Валеева.

Валеева утверждает, что директор школы давит на родителей «отказников». «Говорит, будто мы в сердца своих детей закладываем некую злобу. Да дома даже с детьми никто эту проблему не обсуждает. Других вещей, что ли нет? Дети не понимают, почему часть из них осталась в классе. Весело у нас начался учебный год. Я радовалась, что веду ребенка в простую школу. Но как будто вернулась в 90-е. Никто не ожидал. Лично я не хочу проходить все заново с младшими детьми», — сказала она.

Валеева предоставила в распоряжение Inkazan диктофонную запись, на которой, как она утверждает, записана беседа с директором школы, состоявшаяся вчера. «Зачем мне ваши дети? Надо заниматься другими вопросами!. Если ребенок находится в библиотеке, он получает книгу и идет, возвращается в тот класс, к тому учителю, который несет ответственность», — звучит на записи женский голос, которой, по утверждению обратившейся в редакцию родительницы, принадлежит Щербининой.

На записи слышно, что родители просят свою собеседницу разобраться с расписанием, поскольку им неудобно гулять с детьми из-за работы, к примеру, поставить «родной язык» первым уроком.

«Вы не одни в школе. Это просто физически невозможно, - отвечает им она, - Я вас просто пригласила, чтобы вы знали, что завтра у вас урок выпадает. Я не знаю, кто завтра будет с вашими детьми сидеть, кто их заберет».

Женский голос на записи утверждает, что в Казани ни одна из школ не выбрала учебный "план №1", который полностью исключает изучение татарского языка: «Если вы найдете какую-то другую школу с первым учебным планом, можете перейти. Ну, идите в ту школу, где нет родного языка».

Родители, говорит женщина, писали заявления в прокуратуру и Рособрнадзор. Ответы им пока не пришли. «Все школы также находятся в подвешенном состоянии. Где-то более спокойно все происходит, нет никакого давления на родителей. У меня старший ребенок учится в другой гимназии: никого не вызывают, не прессуют насчет заявлений», — сказала Валеева. Inkazan не удалось получить оперативный комментарий от Щербининой. В школе №150 корреспондента попросили позвонить позднее."
https://newizv.ru/news/society/23-11-2017/v-kazani-otkazavshihsya-ot-izucheniya-tatarskogo-yazyka-detey-vygonyayut-na-ulitsu?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Венгры заставили Киев отказаться от украинизации венгерских школ

"Наша любимая рубрика «зачем нужны национальные государства». Венгерские школы на Украине украинизировать не будут. После масштабных наездов на молодую самопровозглашенную государственность, хохлы вспомнили о существовании международных обязательств и прочих Европейских хартий языков.

«Украина придерживается своих международных обязательств, в том числе двусторонних соглашений с Венгрией относительно того, что представители меньшинств в наших странах могут обучаться на родном языке на всех этапах обучения», — нынешняя позиция Киева по венгероязычному образованию, которую озвучила министр образования Украины Лилия Гриневич по итогам встречи Павла Климкина, главы украинского МИДа и Золтана Балога, министра человеческих ресурсов Венгрии.

Вот он, абсолютно нормальный процесс. Венгры тяжело переживают травму Трианона, венгры вписываются за представителей своего разделенного народа во всяких соседних failed-state, благо они не особенно могучие. Обещают устроить хохлам веселую жизнь, если те не сохранят венгероязычное образование, и те сохраняют, хотя до претворения угроз в жизнь пока не дошло. Просто потому, что хохлы понимают — венгры в этом вопросе принципиально пойдут до конца.

В связи с этим хотелось бы задать вопрос должностному лицу Российской Федерации, Хранителю Очага Европейской Культуры, как там с русскими школами? Украинизация образования всё-таки является «этноцидом русских», как громко заявляла Госдума, или уже нет? Хотя к Федерации Шредингера (для которой тот же Эрдоган то услада очей, то грязный шайтан с ножом — и это чуть ли не по пять раз на неделе) мы уже привыкли, но тут ситуация еще абсурднее. Этноцид русских есть, но жаловаться на него в ЕС гении дипломатии не спешат. Пусть венгры жалуются, авось и нам с этого что-то перепадет.

Энергетическая ядерная сверхдержава, довольствующаяся дипломатическими крохами с барского мадьярского стола — есть ли у этого падения предел?"

https://sputnikipogrom.com/news/78772/hungary-strong/

На Украине запретят только русский, языки ЕС оставят в системе образования

Оригинал взят у tor85 в "За вашу и нашу свободу" (с)
Новый украинский закон "Об образовании" не будет распространяться на языки стран Евросоюза.
Об этом заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин.

Ранее принятый киевскими властями закон, ограничивающий использование языков нацменьшинств, раскритиковали представители государств ЕС, в частности Венгрии, Румынии, Греции и Болгарии.

Таким образом получается, что запрет на получение образования на своём родном языке будет направлен исключительно против русских на Украине.

Ситуация с правом на родной русский язык и сейчас на Украине просто чудовищная: с  2010 года на Украине число школьников, обучающихся на русском, сократилось вдвое: с 659 тыс.(16,5% от числа всех школьников Украины), до 354,9 тыс. человек (8,7%).

Между тем ст.10 Конституции Украины провоглашает:

В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины.

1 ноября 1991 была принята "Декларация прав национальностей" (Постановление № 1771-XII), в которой говорилось, что "Украинское государство обеспечивает своим гражданам право свободного использования русского языка. В регионах, где компактно проживает несколько национальных групп, наравне с государственным украинским языком может функционировать язык, приемлемый для всего населения данной местности".

14 декабря 1999 года Конституционный суд Украины принял решение о толковании положений статьи 10 Конституции(№ 10-рп/99), подтверждающее право граждан на употребление и изучение языков национальных меньшинств в учебном процессе в государственных и коммунальных учебных заведениях страны, а также право осуществления полномочий местными органами исполнительной власти и самоуправления наряду с государственным украинским, на русском и языках других национальных меньшинств.

8 августа 2012 года был подписан президентом Украины и 10 августа опубликован в официальном издании Верховной Рады — газете «Голос Украины» - Закон "Об основах государственной языковой политики". Данным законом вводится понятие "региональный язык" — язык, который традиционно используется в пределах определённой территории государства гражданами этого государства, которые составляют группу менее численную, чем остальное население этого государства, и/или отличается от официального языка (языков) этого государства. Законом декларируется, что при условии, если количество лиц — носителей регионального языка, которые проживают на территории распространения этого языка, составляет 10 и более процентов численности её населения, для этого регионального языка на данной территории вводится целый ряд преференций: он используется на этой территории в работе местных органов государственной власти, органов местного самоуправления, применяется и изучается в государственных и коммунальных учебных заведениях, а также используется в других сферах общественной жизни. Кроме того, данный закон декларирует свободное использование, наряду с государственным языком, региональных языков в таких сферах, как экономическая и социальная деятельность предприятий, учреждений, организаций, частных предпринимателей, объединений граждан; образование, наука, культура, информатика, СМИ и связь, реклама.

При этом по данным переписи 2001 года на Украине проживает около 8 млн русских или 17,3 % от общего числа жителей.

Русский язык назвали родным 14,273 млн граждан Украины, или почти 30% населения страны. Из них этнические русские составляют 56%, тогда как остальные — представители других национальностей: 5545 тыс. украинцев, 172 тыс. белорусов, 86 тыс. евреев, 81 тыс. греков, 62 тыс. болгар, 46 тыс. молдаван, 43 тыс. татар, 43 тыс. армян, 22 тыс. поляков, 21 тыс. немцев, 15 тыс. крымских татар, а также представители других этносов.

С другой стороны, согласно данным опроса, проведённого в 2004 году Киевским международным институтом социологии (КМИС), русский язык использует дома 43—46 % населения Украины. Согласно исследованиям американского Института Гэллапа, проведённого в 2008-м году, 83 % опрошенных граждан предпочли использовать для интервью с представителями института русский язык.

В условиях развязанного бандеровцами циничного террора против русского языка с ущемлением своих законных прав на Украине сталкиваются миллионы людей.

Вот мы и поглядим на реакцию Европы - насколько её "ценности" универсальны и выше конкретных спекулятивных интересов.


В Москве продавец-узбек плеснул школьнику кипятком в лицо

"На днях в Москве продавец-узбек плеснул школьнику кипятком в лицо. Сейчас подросток находится в больнице, у него подозрение на ожог роговицы. По словам пострадавшего, в палатку «Самса» они зашли попросить пару пакетиков сахара в чай. Узбек-либертарианец, яростный противник всего бесплатного, очень оскорбился. Потом узбек-либертарианец вспомнил, что он еще и правоверный, находящийся в Дар-эль-Харб, земле войны, заселенной кафирами. Поэтому плеснул школьнику кипятком в лицо. Как говорят мусульманские богословы, джихад — это не самоподрыв в метро, джихад — это твои поступки каждый день."

https://sputnikipogrom.com/news/78203/federal-circus/

Татарское позорище

22135460_1498120836942237_5163520641938017961_o

"— Русский, живешь в России.
— Твоего ребенка заставляют учить татарский.
— Татарин вызывает тебя в школу за то, что твой ребенок плохо учит татарский.
— Вызывает с ошибками, стыдными и для пятиклассника.
— Да-да, неграмотный нацмен требует на ковер русского родителя за плохой татарский, причем это не захвативший школу исламский террорист, а УЧИТЕЛЬ."
https://vk.com/sputnikipogrom?w=wall-40399920_554860

Почему русские школьники ни в коем случае не должны учить украинский и татарский

"

— А объясните простому русскому человеку, почему русский язык на Украине должен быть государственным, а татарский язык в Татарстане не должен быть государственным?

— Во-первых, на Украине русский государственным не будет, он будет государственным в Малороссии, входящей в состав России. Украина же любезно выбрала в качестве государственного языка мычание, хрюканье, крики «Слава Украине!» с разной частотой, беспорядочные обрывки польского, а также все те смешные ругательства, которые вы произносите, поскользнувшись пьяным (только вы их потом забываете, а украинцы их прилежно записывают в словари). Выбрала по той же причине, по которой татары так цепляются за татарский язык (отдадим им должное — татарский язык хотя бы настоящий): боязнь ассимиляции в русских. Различия между украинцами и русскими минимальны (одни сумасшедшие, другие — нет, впрочем, малоросское безумие моментально проходит при виде санитаров в военно-полевой форме), различия между русскими и татарами куда более существенны, но без языка (и ислама) также приобретают в основном косметический характер. Ассимиляция же страшна не простым украинцам и татарам — наоборот, русификация раскрывает перед ними потрясающие карьерные перспективы — ассимиляция пугает глав Украиностана и Татарстана, двух искусственных советских национальных республик, обосновывающих отдельными народами смысл существования своих государств. Ведь нельзя же встать и сказать: «Я — глава отдельного государства, которое создано большевиками для их безумных целей, а сейчас существует просто так, потому что забыли распустить. Если мое государство слить с Россией, то всем станет лучше, но я сливаться не хочу, потому что мне нравятся власть и деньги. Мне нравится командовать, руки прочь от Украины-Татарстана!»

Точнее, если так можно было бы сказать, то, может, оно и лучше было бы — после откровенного разговора татарстанцы/украиностанцы наслаждались бы деньгами/властью и не парили бы мозг. Но откровенные разговоры в политике нынче не приняты, поэтому вместо «Мне нравятся деньги и власть» мы слышим запилы про уникальный древний татарско-украинский народ, который должен сохранить свою самобытность, отвергая русификацию путем замены поганых москальских слов на какие-нибудь другие слова, которые не понимают даже местные националисты (но которые четко показывают, что здесь живут нерусские). Само собой, что дело не только в политиках — есть и местная интеллигенция, бездарная и завистливая, которая не может тягаться с общерусской интеллигенцией, и поэтому выкраивает себе отдельную украинскую/татарскую грядочку, на которой будет королями. Есть и духовные лидеры — униаты/мусульмане/УПЦ — также заинтересованные в дерусификации. Есть и бизнес, взращенный как производное нерусских структур власти (самое очевидное — «Татнефть»), который заинтересован в том, чтобы эти структуры оставались, и если ради этого надо говорить на непонятном языке — ну что ж, ради денег любой язык можно выучить. То есть это уже не вопрос сравнительных достоинств русского и татарского языков, а вопрос того, что я вот учительница татарского тетя Наиля, я получаю за часы татарского у русских школьников зарплату, муж мой в «Татнефти» работает, брат — в татароязычном театре, и вот татарский станет необязательным, и куда мы тогда все?

Это как вопрос закрытия угольных шахт в Англии, упершихся в массовую безработицу шахтеров, когда и предприятия убыточные, и останавливать их нельзя. С той лишь разницей, что угольные шахты раньше приносили пользу, а вся инфраструктура торговли национальностью была паразитической с самого начала. В том числе потому, что татарская национальность торгуется не самим татарам, а федеральному центру, с требованиями преференций, намеками на сепаратизм и прочей политизацией этничности. То есть конечный покупатель уроков тети Наили не мальчик Рустем и даже не мальчик Иван, а Владимир Владимирович, давно уже вышедший из школьного возраста, который должен отступать перед чувствами нацменьшинств.

И вот это вот всё сочетание элитных интересов требует перестать учить русский язык (полностью на Украине, в Татарстане пока частично, посредством замены на татарский), заменив его мертвым местным наречием, которое будет обосновывать право на существование Украины/Татарстана, «здесь нерусский дух, здесь дотациями пахнет». Причем важна именно эта направленность «против» (а в Татарстане, как известно, часов русского языка школьники недобирают), сама по себе свободная конкуренция языков для Татарстана и Украины убийственна. Собственно, принудиловка всегда четко показывает, что перед нами искусственный проект, нежизнеспособный без поддержки государства (а с поддержкой государства не то что татарский — язык инков можно заставить выучить, с узелковым письмом на веревочках).

Ни на Украине, ни в Татарстане не надо местных государственных языков, потому что они навязываются русским школьникам. Русские школьники, живущие на земле, на которой столетиями жили их предки, почему-то вынуждены принудительно учить нерусские языки, которые никогда не пригодятся им в жизни, которые отнимают у них время, повышают нагрузку и просто превращают их трофейное население. Ни у Украины (Малороссия, Новороссия, Польша), ни у Татарстана (Казанская и Уфимская губернии) нет никакого права на существование, за исключением кровавого советского наследства и цепкости местной номенклатуры. Это искусственные образования, неизвестные нашим прадедам, и если мы каждому сообществу толкиенистов позволим требовать от школьников знания хоббитского языка, то это черт знает что получится.

Тем более что вслед за поисками своего языка начинают поиски «евроинтеграции» (или, в случае Татарстана, «тюркского мира») с целью обозначить не только культурные, но и политические отличия от России и русских. Украинцы уже обозначили — подушевой ВВП меньше, чем в Ливии (где три, кажется, правительства, включая ИГИЛ) — вступив на путь чудес и приключений. У татар чудес и приключений после Ивана Грозного особо не было, но, видимо, очень хочется (причем в отличие от Украины Татарстан заперт среди русских регионов, то есть даже Стрелкова посылать не придется — достаточно транспортной блокады).

Государственный язык от Камчатки до Карпат должен быть один — русский, как самый развитый и обладающий самым большим числом носителей в регионе. Все остальные языки должны быть в факультативном порядке для желающих, а все попытки навязать нерусскую идентичность русским будут жестко караться, когда многонациональность у нас наконец закончится."
https://sputnikipogrom.com/russia/77913/no-ua-or-tat-only-rus/

Реакция Венгрии и РФ на запрет преподавания на венгерском и русском языках на Украине

Вот реакция национального государства - Венгрии:

ВЕНА, 26 сентября. /ТАСС/. Венгрия намерена блокировать любые шаги, которые могут привести к дальнейшему продвижению Украины в процессе европейской интеграции. Об этом говорится в заявлении министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто в ответ на подписание президентом Украины Петром Порошенко закона об образовании, ограничивающего изучение языка нацменьшинств.
По словам Сийярто, "стыдно и позорно", что украинский глава подписал этот документ. "До сих пор Петр Порошенко говорил о европейской Украине, но он может забыть об этом практически с этого момента, учитывая, что Венгрия будет блокировать все инициативы, которые будут выгодны Украине во всех международных организациях, особенно в ЕС", - добавил он.

А вот реакция представителя постсоветской олигархии, правящей в РФ:

МОСКВА, 26 сентября. /ТАСС/. Кремль считает ряд положений закона Украины "Об образовании" несовременными и неудачными. "Мы не считаем ряд положений этого закона [Украины "Об образовании"] современными и удачными", - заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Ополченец Александр Жучковский на туже тему:

"Россия намерена блокировать любые шаги, которые могут привести к дальнейшему продвижению Украины в процессе европейской интеграции. Об этом говорится в заявлении министра иностранных дел России Сергея Лаврова в ответ на подписание президентом Украины Порошенко закона об образовании, ограничивающего изучение русского языка.

По словам Лаврова, "стыдно и позорно", что украинский глава подписал этот документ. "До сих пор Петр Порошенко говорил о европейской Украине, но он может забыть об этом практически с этого момента, учитывая, что Россия будет блокировать все инициативы, которые будут выгодны Украине во всех международных организациях", - добавил он.

Хотя нет, это было заявление не России и не русского министра (русского министра в РФ нет) о русском языке. Это было заявление министра иностранных дел Венгрии о венгерском языке (замените обратно Россию на Венгрию, а Лаврова на Сийярто).

А что же Российская Федерация?

А Российская Федерация ВЫРАЗИЛА ОЗАБОЧЕННОСТЬ.

"Безусловно, у нас есть озабоченность. Мы не считаем ряд положений этого закона современными и удачными", - заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя подписанный Порошенко закон об образовании.

Итак, чем отличается национальное государство от НЕ национального государства?

Национальное государство подобные законы сначала жестко критикует ("стыдно и позорно"), потом угрожает, потом жестко РЕАГИРУЕТ.

НЕ национальное (многонациональное) государство подобные законы "не считает удачными" и "выражает озабоченность".

Венгрия - национальное государство, потому что готово словом и делом защищать членов своей нации (которые могут и не быть гражданами) не только внутри, но и за пределами своего государства.

Российская Федерация - не национальное государство, потому что не считает русских за пределами государства своими, членами своей нации. Потому что для РФ нет никакой русской нации, а есть РОССИЯНЕ, жители Росфедерации (а все, кто за пределами РФ, - это украинцы, белорусы и пр.) Потому что, в конце концов, не готова защищать этнических русских не то что бы снаружи, а даже внутри государства".
https://vk.com/juchkovsky?w=wall151630709_82065%2Fall

Порошенко подписал закон об украинизации образования

Ранее, 5 сентября 2017 г. закон приняла Рада.

"Согласно новому закону, со следующего 2018 года классы с преподаванием предметов на языках национальных меньшинств (к ним отнесен и русский) сохранятся только в младшей школе, а начиная с 5 класса — полностью отменяется. С 2020 года ликвидируются и младшие классы для нацменьшинств и образование на Украине станет полностью украиноязычным. Исключения делаются лишь для детишек "коренных народов", а также для английского языка и языков Евросоюза, на которых дозволено вести в школах один или несколько предметов. К коренным народам решено отнести крымских татар, крымчаков, караимов и гагаузов, а вот русским в этом статусе отказано. Это — исторический момент. Все прежние акты украинской власти, связанные с ограничением сферы использования русского языка, введением языковых квот в СМИ, сносом памятников, переименованием улиц и городов, запретом российских медиа, книг, фильмов, музыки и прочее, были лишь прелюдией к тому, что произошло на этой неделе. До сих пор русскоязычный обыватель, который составляет более половины населения Украины, имел еще какую-то возможность для утешительного самообмана — дескать, все это понарошку, а в интернете мы читаем и смотрим все что хотим, и все равно в Киеве все по-русски говорят, в том числе и начальство. Теперь этот обыватель впервые попал в ситуацию отсутствия самого важного личного выбора, выбора языка обучения для собственного ребенка. Это попросту значит, что ребенка у него забирают, что ребенок вырастет совсем не таким, каким он мечтал и планировал."


РФ никаких мер не предпринимает.

https://lenta.ru/news/2017/09/25/zakon/

Этнолингвистический конфликт в республике Татарстан: истоки, развитие, нынешнее состояние

Оригинал взят у vol_majya в Этнолингвистический конфликт в республике Татарстан: истоки, развитие, нынешнее состояние, перспекти
http://www.apn.ru/index.php?newsid=36678

Определение явлению «этнолингвистический конфликт», наиболее характерному для данного российского региона с особым «национальным» менталитетом значительной части руководства, впервые дал [1] ныне покойный профессор, доктор социологических наук, многие годы известный и как председатель Общества русской культуры Республики Татарстан Александр Леонидович Салагаев (17.03.1952 - 18.07.2014) ещё в 2011 году, но истоки его исходят ещё к гораздо более раннему периоду – рубежу 80-х – 90-х годов конца XX века.

Тогда на волне внезапно раскрывшихся возможностей национального возрождения всех НЕ русских народов на просторах СССР и столь же, как внезапного, так и неуёмного желания представителей этих народов двигаться к возрождению, вопросы языка, культуры и религии стали главой угла этих процессов. В тогдашней Татарской АССР её лидер, а позднее – и первый президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев вместе со своей командой приложили массу усилий для создания на территории нового государства. И, хотя, русские вместе с другими не татарами здесь всегда количественно несколько превышали татарское население, идея «титульной» государственности татар – оказалась на тот момент гораздо более харизматичной, и абсолютно доминировала – альтернативы ей не было.

1990 году в Уфе 6 августа глава Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин сделал заявление: «мы говорим Верховному Совету, правительству Башкирии: вы возьмите ту долю власти, которую сами можете проглотить» [2]. И уже 30 августа 1990 года Верховный Совет Татарской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете Татарской ССР. А 21 марта 1992 г. в республике Татарстан прошёл референдум, на который был вынесен один единственный вопрос: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?»

«Да» ответили 61.4% проголосовавших [3].

Почему такой высокий процент поддержки фактической независимости от России?

Или глубже: почему другие народы, прежде всего русские, не мешали татарам – что уж лукавить – строить «своё государство»?

На первый вопрос ответ, как представляется – весьма прост, он – чисто в экономических посулах от обретения республикой суверенитета. А именно, в то время в этом богатом нефтью крае в народ был запущен такой «убойный» посыл: «В Саудовской Аравии за счёт нефти каждый ребёнок рождается автоматически миллионером! И наши дети будут сразу рождаться миллионерами!» Вот эти воображаемые «младенцы-миллионеры» и застили собою все другие аргументы.

У кого сейчас татарстанская нефть – мы все знаем, но тогда этот высокий процент был, скорее всего, объективен – подтасовывать голоса как сейчас тогда ещё у нас не научились, как и прибирать к рукам нефть и прочую государственную и народную собственность – тоже не сразу.

На второй вопрос ответ тоже прост: «Татары знают чего хотят, а мы особо противопоставить ничего не можем – ну и пусть попробуют, нас-то никто не гонит.» Действительно – и в риторике, и на деле – открытого ущемления прав не татар было не видно, несмотря на позывы, исходившие от некоторых горячих татарских голов – но они не были у власти.

Collapse )